Телефон горячей линии
Сохраним и приумножим легкие нашего города для себя и своих детей!
Остановим нашествие коммерческих застройщиков. Отстоим Москву!
Многим из нас известна многовековая история Ходынского поля. На самом деле, уроки по истории Руси, от древнейших времен и по сегодняшний день, можно проводить здесь, иллюстрируя эти уроки событиями, произошедшими именно в этом месте.
Под названием Ходынского луга оно впервые упоминается в духовной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича (Донского), составленной в 1389 году: «А из Московских сел даю сыну своему, князю Юрью: село Михалевское, да Домантовское, да луг Ходынский». В 1461 г. внук Дмитрия Донского, великий князь Василий II Темный, завещал «мелницю Ходыньскую с лугом с Ходыньским» своей жене Марии Ярославне.
В начале XVII в. войска царя Василия Шуйского сражались здесь с отрядами «тушинского вора» Лжедмитрия II. Бой 5 июля 1609 г. красочно описал знаменитый историк М.Н. Карамзин: «Московские воины превзошли себя в блестящем мужестве, сражаясь, как еще не сражались дотоле с тушинскими злодеями, одолели, гнали их до Ходынки и взяли 700 пленников».
Долгое время местность эта не застраивалась. Даже во второй половине XVIII века тут были в основном пахотные поля ямщиков Тверской слободы — именно так данная территория обозначена на карте города 1763 года, известной как «План Москвы с лежащей ситуацией около оной на тридцать верст».
В 1910 году в восточной части Ходынского поля был открыт аэродром, принадлежавший Московскому обществу воздухоплавания. Здесь совершали свои полеты выдающиеся русские летчики П.Н. Нестеров, С.И. Уточкин и В.П. Чкалов. В окрестностях поля были построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Илюшина, Поликарпова.
3 мая 1922 г. начались полеты по маршруту Москва - Кенигсберг-Берлин. Тем самым приоткрылось окно в Европу. 15 июля 1923 г. по решению Совета Труда и Обороны состоялись первые регулярные пассажирские полеты Москва -Нижний Новгород, путь в 420 км совершался за 2,5 часа. Обслуживал линию четырехместный самолёт АК-1, моноплан конструкции Александрова и Калинина. На билете первой линии Аэрофлота было написано: "Пассажир обязан следить при полете за колесами самолёта и в случае неполадки докладывать летчику!" Сегодня это кажется невероятны, но тогда пассажир обязан был помогать летчику, который не мог оторвать рук от штурвала, а необходимых приборов и датчиков просто не существовало.
Долгие годы Центральный, бывший Ходынский, главный аэродром, носивший сначала имя Троцкого, а в 1926 году аэродром получил имя Михаила Фрунзе, умершего на операционном столе годом ранее, имел неказистое, маловместительное здание аэропорта. И только к ноябрю 1931г. на Ходынке был открыт первый в СССР аэропорт, в то время один из самых больших в мире. Не случайно и ближайшая станция метро была наименована "Аэропорт". А здание, которое мы видим на Ленинградке сейчас, было построено в 1965 году. Это было не здание, а целый комплекс – включивший в себя сам аэровокзал, автостанцию, гостиницы.
Ходынский аэродром - сгусток отечественной истории авиации. Это поле принимало всех наших легендарных пилотов, отсюда взлетали первые российские аэропланы, здесь закладывались ведущие авиационные и ракетные КБ Поликарпова, Микояна, Яковлева, Илюшина, Сухого, Лавочкина. Здесь встречали и провожали многих наших великих современников, это место было свидетелем славных подвигов и трагедий.
18 мая 1935 года отсюда ушел в свой последний рейс гигантский агитсамолет "Максим Горький". На борту находилось 11 человек команды и 35 пассажиров. Его сопровождал истребитель под управлением летчика Благина. Вскоре после взлета Благин, выполняя фигуру высшего пилотажа, врезался в лоб "Максима Горького". После удара Максим Горький начал криниться, по мере падения крен увеличивался, и в 4 км. от аэродрома он упал на дом, находящийся в поселке "Сокол".
В небе над Ходынкой 15 декабря 1938 года разбился Чкалов, ходили слухи о причастности ЧК к этой трагедии.
Памятный камень на месте гибели Чкалова
Именно здесь в Отечественную войну формировались воинские соединения, громившие врага. Сюда утром 9 мая 1945 г. летчик А.И. Семенов доставил акт о безоговорочной капитуляции Германии, а затем сюда было доставлено Знамя Победы. Здесь до 1960 года базировался авиационный полк, обеспечивающий полеты членов Политбюро, а потом его передали военным и тут имел право садиться только один самолет - министра обороны Гречко.
Аэродром еще долго служил по своему назначению.
В 1971 году здесь "вставал на крыло" Ил-76, а в 1976 году начались полеты Ил-86. Одним словом, у Ходынского поля - действительно богатая история. Еще в конце 1990-х здесь хотели устроить международный бизнес-аэропорт. Однако, 24 мая 2002 было принято постановление об исключении Центрального аэродрома имени Фрунзе на Ходынском поле из реестра действующих. Последний самолет взлетел со взлетно-посадочной полосы Ходынского поля 3 июля 2003 года. Это был Ил-38СД базовой авиации ВМС Индии.
По удивительному стечению обстоятельств, именно в школе на Ходынском поле учится правнук Мелитона Кантария – Героя Советского Союза, который участвовал в установке Красного знамени на над рейхстагом! Вот какие виражи делает история.
В 2003 году аэродром был закрыт, сейчас на остатках взлётной полосы расположена легендарные самолеты. Их сгребли практически в кучу, огородили сеткой, поставили охранника, которой берет 100 рублей за проход к самолетам. Вообщем, к сожалению, нынче это больше похоже на кладбище, а не на музей. Вертолеты и самолеты в ужасном состоянии, разбитые стекла кабин, выломанные люки и иллюминаторы, ржавчина и облезшая краска...
Горожане уже 10 лет ждут когда будет организован «Музей авиации на Ходынском поле» и разбит Парк исторических ландшафтов.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться, а если у Вас пока нет аккаунта — зарегистрироваться
С пластиковых карт, платежных систем, баланса моб. телефона:
либо с Яндекс-кошелька:
Конфиденциальность платежных реквизитов гарантирована.
Мемориальный парк у кинотеатра Ленинрад — место уникальное не только для Москвы, но и для всей страны. Под обычными с виду лужайками и зарослями по сей день лежат останки 17 тысяч солдат и офицеров Первой мировой войны. Ведь этот парк — кладбище со своей необычной и интересной историей.
Мы публикуем имена наших жителей, сделавших взносы на проведение данной акции. Публикация постоянно обновляется.
Как и было обещано, мы публикуем имена наших неравнодушных жителей, поддержавших инициативу по высадке деревьев на Ходынском поле взносами на приобретение деревьев.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие» А.С Пушкин.
Ходынское поле, ставшее ареной борьбы движения «За парк», имеет давнюю историю, уходящую корнями вглубь веков. Поле всегда было местом важных свершений.
Mikhail
Власть предержащие много сейчас говорят о возрождении патриотизма. Когда видишь, что происходит на Ходынке последние 10 лет, становится очевидным, что все эти слова - пустой трёп. История авиации никому из них не интересна. Даже на ту свалку железа, в которую превратился старый музей, приходили люди разных возрастов и платили по 100 рублей охранникам, чтобы иметь возможность рассмотреть самолёты. Если бы музей действительно построили, то поток интересующихся отечественной историей авиации и космонавтики стал бы постоянным.
Но кому это нужно?
Афанасьев Александр
Самое интересное, что отказ от строительства музея во многом обусловлен именно позицией Минобороны, а не городских властей.